МКОУ "Средняя школа с. Петропавловское"
 






Анализ состояния методической работы а школе

за 2014-2015 учебный год.

Цель анализа: выявить степень эффективности методической работы в школе и её роль в повышении профессиональной компетенции педагогов, определить уровень продуктивности методической работы в педагогическом сопровождении учителя в процессе его деятельности и педагогической поддержке в соответствии с его профессиональными потребностями с целью достижения поставленных перед школой задач.

Методическая деятельность школы осуществляется на основе нормативно-правовой базы образовательного учреждения, должностных инструкций, анализом деятельности за предыдущий год с учётом методического совета школы, решений педагогических советов, ориентируется на Устав школы и основные требования ФГОС второго поколения.

В 2014-2015 учебном году коллектив школы работал по методической теме: «Исследовательская и проектная деятельность в учебно-воспитательном процессе». Исходя из цели методической работы по непрерывному совершенствованию уровня педагогического мастерства учителей, определены следующие задачи:

·         формировать методическую культуру учителя как средство повышения качества образования;

·         активизировать работу по выявлению, обобщению и распространению положительного педагогического опыта творчески работающих учителей;

·         отслеживать рост педагогического мастерства учителя путём проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности;

·         создавать режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков, участие в фестивалях, конкурсах различного уровня, создания собственных сайтов;

·         повысить эффективность урока через разноаспектный анализ и самоанализ с точки зрения компетентности участников образовательного процесса с учётом требований ФГОС;

·         повысить стимулирующую роль аттестации в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В соответствии с поставленными целями и задачами в методической работе использованы методы:

ü  тематические педагогические советы;

ü  методический совет;

ü  межпредметные методические объединения;

ü  семинары;

ü  работа по выявлению и обобщению педагогического опыта;

ü  открытые уроки, их анализ;

ü  единая методическая неделя;

ü  индивидуальная методическая деятельность педагога;

ü  предметные недели;

ü  курсовая подготовка;

ü  информационно-методическое обслуживание учителей;

ü  диагностика педагогического профессионализма и качества образования.

С помощью этих форм организации методической работы осуществлялась реализация  образовательных программ и базисного учебного плана школы, происходило обновление содержания образования через использование современных педагогических технологий, учитывающих требования ФГОС.

Коллектив образовательного учреждения «СОШ с. Петропавловское», осуществляющий задачи обучения и воспитания, состоит из 12 педагогов.

Восемь учителей имеют высшее  педагогическое образование, 4 – среднее специальное педагогическое. Четыре человека аттестованы на первую квалификационную категорию,  ещё четверо в 2014-2015 году аттестованы на соответствие занимаемой должности.

Уровень образования:

 

 

Уровень квалификации педагогов:

 

 

Учебный год

 

 

Ко-во

педработников

Квалификационная категория (чел%)

 

высшая

I

II

соответствие занимаемой должности

2012-2013

12

-

4(33)

1(8)

-

2013-2014

13

-

4(31)

1(8)

-

2014-2015

12

-

4(33)

-

4(33)

Педагогический совет - высшая форма коллективной методической работы. В прошедшем учебном году запланировано и проведено три тематических педагогических совета:

1.      Современные подходы в организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения;

2.      Проектно-исследовательская  деятельность как фактор развития личности обучающегося и роста профессионального мастерства учителя»;

3.      Творчество классного руководителя: отказ от шаблонов и стереотипов.

Поднятые на педсоветах вопросы являются актуальными для школы, они связаны с методической темой и направляют педагогов на  овладение методиками системно-деятельностного подхода в соответствии с требованиями ФГОС  и их внедрением в практику работы. Учителя активно выступали на педсоветах по заявленным в повестках вопросам: сообщали коллегам о методических находках, делились приобретёнными знаниями о  технологиях внедрения ФГОС, обобщали опыт работы. Педагогические советы проходили в непринуждённой деловой обстановке, использовались компьютерные презентации. Учителя работали в группах, составлялись графики и диаграммы, вырабатывались методические рекомендации, памятки, им предлагались различные анкеты.  Практически все решения педсоветов выполнены.

Рекомендации на следующий год: на следующий учебный год  при выборе тематики педагогических советов нужно учесть, что меняется методическая тема школы и ФГОС вводятся в основную школу.  При планировании нужно определить приоритетные направления деятельности школы, усилить   контроль за выполнением решений педагогических советов, продолжить работу по разработке локальных актов образовательного учреждения в изменённых условиях введения ФГОС в основную школу.

 Структурой, организующей методическую работу учителей, в прошедшем учебном году являлись школьные методические объединения: их было три и ШМО классных руководителей:

·         ШМО учителей гуманитарного цикла – руководитель Сенюшкович С.Э., учитель I квалификационной категории;

·         ШМО учителей естественно-математического цикла – руководитель Березовская О.П., учитель I квалификационной категории;

·         ШМО учителей начальных классов– руководитель Малышева З.А.;

·         ШМО классных руководителей– руководитель Тараканова Н.Ю., учитель I квалификационной категории.

Все темы методических объединений выбраны в соответствии с методической темой школы. Планы объединений утверждены директором. Главная задача объединений – повышение научной информированности учителей, оказание помощи и совершенствование педагогического мастерства. На заседаниях методических объединений обсуждались следующие вопросы:

ü  организация самообразования учителей;

ü  работа по обсуждению Программы образовательных стандартов;

ü  обобщение и распространение положительного педагогического опыта;

ü  формы и методы работы с учащимися, мотивированными на учебно-познавательную деятельность;

ü  контроль по адаптации обучающихся 5-х классов на II ступени школы;

ü  внедрение в практику системно-деятельностного подхода в обучение;

ü  итоговая аттестация выпускников;

ü  аттестация учителей на соответствие занимаемой должности.

Сделав анализ работы методических объединений учителей, следует отметить, что их деятельность соответствует выполнению задач, сформулированных методической темой и задачам, поставленным перед школой. Но недостаточно внимания уделяется вопросам самоанализа педагогической деятельности, работе с портфолио педагогов, плохо организовано взаимопосещение уроков.

Рекомендации:

1.      При планировании работы на следующий год учесть недостатки в деятельности ШМО и спланировать мероприятия по их устранению;

2.      Обратить внимание на качественный самоанализ педагогической деятельности учителей и их работе с личными портфолио, на обобщение опыта на собственных сайтах.

3.      Активизировать работу по взаимопосещению уроков.

В течение учебного года по утверждённому плану продолжил работу методический совет в составе заместителя директора по учебно-воспитательной работе (председатель совета) и руководители ШМО. Было прведено пять заседаний совета, на которых рассматривались следующие вопросы:

-          итоги методической работы за прошедший год;

-          планирование работы на новый учебный год;

 

 

 

-          рассмотрение и утверждение рабочих программ по предметам;

-          подготовка и проведение педсоветов, научно-практической конференции;

-          подготовка и проведение предметных недель;

-          подготовка, проведение и анализ единой методической недели;

-          подготовка и проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся;

-          итоги участия школьников в предметных олимпиадах;

-          итоги мониторинга учебного процесса по четвертям, полугодиям, году;

-          анализ внутришкольного контроля за год;

-          разработка локальных актов образовательного учреждения, связанных с переходом основной школы на ФГОС;

-          анализ методической работы за год.

Негативные проявления в деятельности методического совета: перегрузка  членов методического совета учебной деятельностью и сокращению кадров (отсутствие психолога, организатора), недостаточная активность членов совета.

Рекомендации:

применение личностно-ориентированного подхода к распределению нагрузки в рамках рабочего органа, вовлечение в работу новых членов методического совета (психолога, организатора),  совместное обсуждение форм методической работы с членами коллектива.

В прошедшем году  успешно использовались такое средство достижения образовательных и воспитательных целей  как система воспитательной работы по предметам, включающая традиционные для школы мероприятия:

- предметные недели;

- предметные олимпиады;

- конкурсы, конференции.

Были проведены все предметные недели (кроме недели информатики и недели биологии). В программы предметных недель входили следующие внеклассные мероприятия: конкурсы, выставки лучших тетрадей, викторины, конкурсы сочинений,  рисунков, турниры, интеллектуальные игры, конкурсы знатоков. Эти виды методической работы стали для школы традиционными и позволяют раскрыть свой творческий потенциал как обучающимся, так и учителям. Сценарии внеклассных мероприятий пополнили копилку методического кабинета школы.

В прошлом учебном году обучающиеся принимали участие в олимпиадах: в I туре Всероссийской предметной олимпиады, во Всероссийской олимпиаде Центра поддержки талантливой молодёжи (г.Бийск), в Северо-Восточной олимпиаде школьников (г. Якутск).

Ф.И. ученика

Класс

Название предмета/ФИО учителя

 Результат

I тур Всероссийской олимпиады школьников

Шерер Сергей

Коженицкий Виктор

6

8

биология / Еланцева А.А

 

1 место

призёр

Шерер Сергей

Коженицкий Виктор

Коженицкий Сергей

Молчанов Алексей

Еланцева Екатерина

6

8

10

10

11

математика/ Березовская О.П.

 

 

 

математика /Тараканова Н.Ю.

1 место

1место

призёр

призёр

призёр

Коженицкий Виктор

Раманова Марина

Коженицкий Сергей

Молчанов Алексей

Сошина Анастасия

8

9

10

10

11

физика/ Тараканова Н.Ю.

призёры

Евдокимов Илья

Шерер Сергей

Молчанов Алексей

5

6

10

история /Баракова Л.И.

призёры

Коженицкий Виктор

Молчанов Алексей

8

10

обществознание / Баракова Л.И.

призёры

Еланцева Екатерина

11 участников

11

5-11

ОБЖ / Голубева Г.Г.

1 место

призёры

Всероссийская олимпиада Центра поддержки талантливой молодёжи (г.Бийск)

Первухин Максим

Коженицкая Анастасия

 

 

9

11

математика/ Тараканова Н.Ю.

 

2 место по региону

3 место по региону

Молчанов Алексей

10

биология / Еланцева А.А.

3 место по региону

24 работы учащихся

5-11

русский язык, литература. математика. информатика. биология, география физика

сертификаты

Северо-Восточная олимпиада школьников (г. Якутск)

Коженицкий Сергей

Молчанов Алексей

Никулина Снежана

10

русский язык / Сенюшкович С.Э.

Прошли 2 тура

В прошедшем учебном году учащиеся приняли участие  в школьной научно-практической конференции:

Ф.И. ученика/ ФИО учителя

Класс

Название  темы проекта

 Результат

Шерер Сергей/ Сенюшкович С.Э.

6

Фразеологизмы нашей речи

1 место

Раманова Марина/ Голубева Г.Г

9

Влияние активных занятий спортом на развитие учащихся 8-11 классов

2 место

Коженицкая Анастасия/ Баракова Л.И.

11

Мы помним и чтим…

3 место

Безруков Артём/ Малышева М.Ю.

9

Влияние компьютерных игр на психику подростка

3 место

 

Рекомендации:

1. Добиваться того, чтобы все внеклассные мероприятия проводились согласно планированию и разнообразить формы их проведения;

2. Организовать целенаправленную работу учителей с учащимися, мотивированными на учёбу через индивидуальный подход на уроках и во внеурочное время.

3. Активизировать работу по участию в  олимпиадах, конкурсах и фестивалях различного уровня.

4. Обратить особое внимание на подготовку детей к школьной научно-практической конференции: учить детей правильно и логически стройно выражать свои мысли, высказываться лаконично и понятно.

Большое внимание учителей и администрации школы уделялось внедрению в учебный процесс информационных технологий. Многие мероприятия  и уроки учителями проводятся с применением мультимедиа: объясняется новый материал, закрепляется изученное, осуществляются самопроверки обучающимися,  демонстрируются  и создаются презентации. В своей работе учителя используют программы-тренажёры, программы контроля, имитационные и моделирующие программы; информационно-справочные материалы; мультимедиа-учебники.

Педагоги создают презентации сами, учат создавать их ребят – в этом проявляется творческий процесс, требующих знаний и навыков обращения с компьютерными программами.  Педагоги стремятся активно использовать информационные технологии, но, к сожалению, не всегда учителю можно воспользоваться мультимедийной установкой (она всего одна на школу). В прошедшем году закончили специальную подготовку на курсах информатизации и ИКТ ещё не имеющие её двое педагогов. Три учителя создали свои сайты  используют их для систематизации имеющегося методического запаса и обмена опытом. Использование Интернет-ресурсов в прошедшем году использовались недостаточно полно, из-за некачественной связи.

Рекомендации: В следующем учебном году необходимо продолжить работу по применению информационных технологий: они качественно меняют уровень обучения. Администрации школы изыскивать средства для улучшения материальной базы для оснащения образовательного процесса мультимедийными приставками, провести организационные мероприятия по улучшению качества Интернет-связи;  ответственному за ведение школьного сайта активизировать работу по его пополнению новыми методическими разработками учителей.

 Важнейшим направлением методической работы является совершенствование педагогического мастерства учителей через курсовую систему повышения квалификации, участие в семинарах различного уровня. В течение 2014-2015 учебного года учителя проходили следующие курсы:

 

п/п

ФИО учителя

Предмет

Название курсов

Кол-во часов

1.

Докучаева Е.С.

директор школы

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

«Организация дистанционного обучения в образовательном учреждении»

72

 

 

36

2.

Березовская О.П.

математика

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

72

3.

Тараканова Н.Ю.

математика

физика

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

72

4.

Сенюшкович С.Э.

русский язык

 

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

Повышение профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы

72

 

 

 

72

5.

Еланцева А.А.

химия

биология

география

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

72

6.

Баракова Л.И.

история

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Новая школа»

Современное историческое образование: проблемы; дискуссии, перспективы.

72

 

 

 

72

7.

Голубева Г.Г.

физическая культура

 

 

ОБЖ

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

Гражданская оборона

72

8.

Тараканова Е.В.

Русский язык

«Научная, методическая и информационная деятельность образовательных учреждений  в условиях реализации национальной инициативы «Наша новая школа»

72

9.

Немытышева Т.Н.

нач. классы

 

-

10

Малышева М.Ю.

информатика

Основы современных информационных технологий и ИКТ

72

В 2014-2015 учебном году четверо учителей  успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности: двоим из них по материалам, представленным комиссии, было рекомендовано аттестовываться на первую квалификационную категорию. Намечается тенденция   к постоянному профессиональному росту и включению в инновационные процессы большинства педагогов. В следующем учебном году учителям начальных классов, учителю ОБЖ и физической культуры предстоит пройти курсовую подготовку по вопросам инклюзивного обучения. Не пройдены курсы учителем 4 класса по проблеме «Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»: концепции, содержание, методики преподавания».

 Почти все педагоги приняли активное участие в единой методической неделе «Компетенция педагога как основа становления нового качественного образования».

в рамках которой были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия.

 Банк данных положительного педагогического опыта в 2014-2015 учебном году:

ФИО

Должность

Основные показатели

Методический продукт

Березовская О.П.

учитель математики

Руководитель ШМО

 

Березовская О.П.

учитель математики

ЕМН, районная

 

Разработка урока

создание сайта

Сенюшкович С.Э.

учитель русского языка и литературы

Руководитель ШМО

 

Сенюшкович С.Э.

учитель русского языка и литературы

ЕМН, районная

 

Разработка урока

создание сайта

Сенюшкович С.Э.

учитель русского языка и литературы

Педсовет,школа

выступление

РМО, семинар

выступление «Урок-рефлексия»

Малышева З.А

учитель начальных классов

Руководитель ШМО

 

Малышева З.А

учитель начальных классов

 

ЕМН, районная

 

пед. совет

Разработки урока,

внекл. меропрятия

творческий отчёт

Еланцева А.А.

учитель химии, биология

ЕМН, районная

педсовет, школа

Разработка урока

выступление

создание сайта

Еланцева А.А.

учитель химии, биология

Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2 место в номинации «Лучший урок»

Еланцева А.А.

учитель химии, биология

районный семинар «Гармония»

доклад

Тараканова Н.Ю

учитель математики, физики

ЕМН, районная

педсовет.школа

Разработка урока

выступление

Баракова Л.И.

учитель истории, обществознания

ЕМН, районная

общероссийский урок, посвящённый 70-летию Победы над фашизмом

педсовет, школа

Разработки уроков

 

 

творческий отчёт

Голубева Г.Г.

учитель физкультуры,ОБЖ

ЕМН, районная

 

педсовет,школа

Разработка урока, вн. мероприятия

творческий отчёт

Тараканова Е.В.

учитель русского языка, литературы и технологии

 

педсовет,школа

 

 творческий отчёт

РМО, семинар

урок-рефлексия

 

Продолжалась работа по формированию портфолио: на педагогическом совете после обсуждения было принято Положение о портфолио учителя, в котором отражены основные направления развития его педагогической деятельности. Контроль учебно-воспитательного процесса – это один из основных факторов управления процессом повышения педагогического мастерства учителя. Правильно выбранные формы помогали получать полную и всестороннюю информацию о состоянии учебно-воспитательной работы в школе. Важным моментом любой проверки было наличие планов-заданий и ознакомление с ними контролирующих и контролируемых лиц. Правильно организованный внутришкольный контроль позволял выявить слабые или сильные стороны в работе того или иного учителя и с учётом недостатков планировать его деятельность. Основными элементами контроля учебно-воспитательного процесса в 2014-2015 учебном году были:

- контроль ведения документации;

- контроль качества ЗУН, УУД;

- контроль уровня преподавания;

-контроль выполнения учебных программ;

- контроль подготовки к государственной( итоговой) аттестации;

- контроль состояния воспитательной работы;

- контроль сохранения здоровья обучающихся;

 -контроль состояния учебно-материальной базы;

 -контроль охраны труда  и техники безопасности;

-контроль методической работы.

Формы контроля, используемые в 2014-2015 году:

  • фронтальный – состояние школьной документации; контроль выполнения учебных программ по предметам; выполнение минимума контрольных, лабораторных и практических работ; организация повторения;
  • административный – проверка уровня знаний, умений и навыков и  УУД по предметам;
  • тематический – методическая работа, воспитательная работа.

Контроль проводился в форме инспектирования.  План ВШК был составлен на 2014-2015 учебный год и осуществлялся с соблюдением его основных принципов: гласности, объективности, цикличности, плановости. Итоги контроля отражены в протоколах заседаний методического совета, в приказах директора и справках.

Уровень обученности учащихся 2-11 классов изучался и анализировался после проведения контрольных, тестовых  работ и срезов (входных, четвертных, полугодовых, по итогам года). В течение учебного года осуществлялся мониторинг, одним из этапов которого являлось отслеживание и анализ качества образования по ступеням обучения, анализ уровня промежуточной  и итоговой аттестации. Особое внимание уделялось мониторингу уровня сформированности обязательных результатов обучения по русскому языку и математике в виде административных контрольных работ. Были проведены контрольные исследования уровня знаний по истории, химии, биологии. Все работы проанализированы, обсуждены на заседаниях школьных методических объединений. Была проведена работа по определению уровеня реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования учащихся Пеньковой Любови и Беляева Георгия, обучавшихся в 1 классе. На основании контрольных измерений в течение года и итоговой работы были сделаны выводы:

Беляев Г. и Пенькова Л. не достигли уровня реализации требований к результатам освоения программы начального образования за 1 класс: они не знают буквы, не справляются с их написанием, не могут составлять слоги из букв, читать; не освоили счёта в пределах первого десятка и основные арифметические операции.Родителям обучающихся Беляева Георгия и Пеньковой Любови  рекомендовано                    написать заявления на повторное обучение детей в 1 классе.

Выводы: материалы по всем предметам учебного плана учащимися 2-11 классов усвоен на допустимом уровне. Успеваемость по школе составляет 94%.

В течение учебного года заместителем директора по УР осуществлялся контроль выполнения учебных программ по всем предметам учебного плана. С целью своевременного выполнения программ по предметам была организована замена отсутствовавших учителей, проводились дополнительные занятия, были использованы резервные часы, предусмотренные учителями при составлении рабочих программ. Отставание  по физической культуре, технологии возникло из-за болезни учителя и прохождения курсовой подготовки учителей во время учебных занятий в школе.

Самооанализ – ещё один способ оценки качества преподавания и педагогической деятельности. Необходимо в следующем учебном году продолжить работу по овладению методикой педагогического самоанализа собственной деятельности, использовать возможности  самоанализа профессионального мастерства и рейтинговой оценки их деятельности обучающимися и их родителями.

Выводы: Методическая тема школы, все темы школьных методических объединений, темы самообразования учителей соответствовали основным задачам, стоящим перед школой и была полностью исчерпана по окончании прошедшего учебного года. Все учителя вовлечены в методическую работу. Тематика заседаний МО, педсоветов отражала основные проблемные вопросы, которые  стремился решить педагогический коллектив. Педагоги школы знакомы и умеют применять на практике различные технологии урока, творческий потенциал достаточно высок, психологический климат в коллективе стабилен.

Задачи, поставленные  в прошедшем учебном году, практически выполнены.

Проблемы:

  • нерезультативно ведётся работа по обобщению педагогического опыта;
  • недостаточно высок уровень работы по повышению познавательной активности обучающихся, их самообучению и саморазвитию;
  • не разработана рейтинговая система оценки профессионального мастерства педагогов.

Задачи методической работы на 2015-2016 учебный год:

1.      формировать методическую культуру учителя как средство повышения качества образования;

2.      активизировать работу по выявлению, обобщению и распространению положительного опыта творчески работающих учителей;

3.      отслеживать рост педагогического мастерства учителя путём проведения постоянного мониторинга педагогической деятельности;

4.      создать режим потребностей в презентации педагогами своих успехов через проведение открытых уроков. участие в фестивалях, конкурсах разного уровня, создание собственных сайтов.

5.      Продолжить работу по реализации ФГОС, создать необходимые условия для внедрения инноваций в УВП, реализации образовательной программы, программы развития школы.

6.       Внедрение новых форм непрерывного повышения  профессиональной компетентности педагогов (методический десант, тьютерство, дистанционные семинары и т.д.).

7.       Начать работу над  новой методической темой школы. 


Работает на Amiro CMS - Free